Методология

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

  • Музыка развивается не сама по себе, а в целостном единстве движение – ритм – музыка – пение – речь
  • Развитие одного человека (онтогенез) идентично развитию человечества (филогенез)

Холизм (от английского whole) – учение о Единстве. Целое – это нечто более высокого уровня, несводимое к сумме его частей.
ОРГАНИЗМ – это единство тела и души. Тело человека и его психика – единое целое, несводимое к сумме его частей. Психика человека – тоже единое целое, где эмоции неотделимы от интеллекта. 
ТВОРЧЕСТВО (в данном случае художественное творчество) –  единое целое, несводимое к сумме его частей. Эти части – музыка, ритм, движение, танец, речь, голос и т.д. – неразрывно связано с организмом  человека – с его телом, эмоциями и психическим содержанием.
СИНКРЕТИЗМ – проявление этого единства в любой спонтанной деятельности человека. Например, когда мы говорим, все уровни нашей активности связаны – поза, жесты, интонации, тембр голоса и слова; всё вместе составляет  единое целое – коммуникативное сообщение. Это спонтанное первичное единство называется синкретизм. Ярче всего оно  проявляется у детей и народов на ранней, до-урбанистической, стадии развития.  
ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ
Онто – отдельная особь. Фило – вид, группа. Отногенез – развитие отдельной особи (в данном случчае человека), филогенез – развитие вида (в данном случае – человечества). Онтогенез идентичен филогенезу – один человек проходит в своем развитии те же этапы, что и все человечество в целом. Поэтому дети и древние народы имеют так много общего. И для тех и для других характерно первичное синкретическое единство всех видов творческого выражения. Движение – ритм – танец – пение – речь – игра на инструментах – всё это части единого целого. Мы можем сейчас назвать это единое целое искусство и культура, но для древних народов все это имеет настолько иную, чем для нас, прагматику, что правильнее называть его магия  и ритуал. 

  • Обучение музыке происходит не само по себе, а как звено целостной цепочки развития: терапия – обучение – творчество.
  • Люди терпят неуспех тогда, когда не видят и не принимают того, что у них уже есть и пытаются овладеть тем, что могут другие; не придешь никуда, если отвергаешь сам себя Настоящий успех в музыке происходит, когда человек в контакте и со своей спонтанностью (“низ”, внутреннее безумие) и со своей душой (“верх”, внутренний гений); и то и другое есть у каждого
  • Способности – вещь относительная; как только нам что-то по-настоящему нужно, вера, мотивация и фокусировка тут же создают любые способности
  • Музыкальные стили и способы организации звуков – это разные языки души; бесполезно осваивать какой-то один из них как наиболее ценный (например классику), отвергая другие; каждый из них работает, когда подойдёт, как ключ, к данному человеку и его индивидуальным особенностям мышления и переживания; вне этого обучение бессмысленно и неэффективно. Если Вася сейчас говорит языком Чака Берри, бессмысленно долбить с ним “Лунную сонату”. 

НА УРОКЕ

Что же происходит, когда вы приходите ко мне на урок?
Вы садитесь и… играете. Или мы играем с вами вдвоем. Что играете? То, чего еще не было. Вы импровизируете. Изумляясь, как это у вас получается. А я изумляюсь вместе с вами. Даже больше, потому что вижу ЕГО в вас. Кого это ЕГО? Ваш Внутренний Гений. То есть конкретно способность играть делать музыку здесь-и-сейчас. Которая есть у каждого, где-то внутри, а вот вытащить ее и запустить…
Вот для чего я здесь. Не для того, чтобы “научить” тем примитивным и вульгарным способом, как принято вокруг – демонстрируя что-то, чтобы вы тупо повторяли. Нет, я здесь совсем для другого.
Открыть ларец, где спрятано сокровище и вручить его вам. Вся моя педагогическая технология – это набор отмычек для этого ларца. Я с вами, чтобы выпустить из бутылки вашего джинна и заставить вас ПОВЕРИТЬ, что он у вас есть, и что он может так много.
Последнее – самое сложное. Люди предпочитают упорно не замечать ни самих себя, ни свои реальные возможности, а вместо этого гоняться за тем, что есть у других.
Каждый человек может играть ЧТО-ТО. Ему трудно поверить, что в этом ЧТО-ТО есть музыка, что оно и есть музыка, и начать слышать это по-другому. С этого всё и  начинается.