Дети

Три десятка лет назад моя педагогическая карьера началась с детей. С тех пор я всю жизнь имею дело с детьми. Даже когда ко мне приходят взрослые, я все равно имею дело с их Внутренними Детьми, а это еще сложнее чем с реальными детьми. Спонтанность, Творчество – это Ребенок. Ребенок, который искренне переживает, ребенок, который плачет, смеется и кричит во весь голос, даже когда ему хорошо (особенно, когда ему хорошо!) Ребенок, который играет. Игра – один из ликов музыки. Открыть в себе своего Внутреннего Ребенка, принять и понять его, построить с ним отношения – это и есть обучение через творчество.

МУЗИЦИРУЯ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ. Ехал Грека через реку Как можно сделать рок-хит из скороговорки
МУЗИЦИРУЯ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ. When the saints go marching in

ПОДРОСТКИ

Подросток – полная противоположность Ребенку, его антипод.
Ребенок говорит да, Подросток – нет. Ребенок присоединяется,  Подросток отвергает.
Для Ребенка присутствие родителя cверхважно, Подросток выгоняет родителя за дверь.
И тогда… родитель берется за голову и посылает Подростка к Вадиму Каневскому. И вот Подросток едет к Вадиму Каневскому – ура! И едет – прошу заметить! – своими ногами.  В метро. Его не нужно, как Ребенка, привозить на машине. И это огромный плюс!
Но продолжим наш каталог противоположностей.
Ребенок открыт и искренен, Подросток закрыт и зажат.
Ребенок спонтанен Подросток скован и нуждается в структуре. Ребенок  импровизирует, Подросток имитирует. 
Для Ребенка (если он принят родителем!) самое важно быть собой. Подросток стремиться БЫТЬ КАК. Как выбранный им кумир.
Ребенку важен процесс, Подростку – результат. Но зато он, в отличие от Ребенка, умеет его добиваться. И это еще один плюс!
В целом подростки – это самая работающая аудитория, из всех легионов моих учеников. Он целеустремлен, он умеет себя организовать. Он знает, что ему нужно. Он ЗАНИМАЕТСЯ ДОМА САМ!
Ребенок не занимается  дома сам, потому что не еще может себя организовать. У него еще почти нет Суперэго. Или еще слабое. Ему нужен Родитель – не стоять над душой, конечно! – но просто быть В ЭТОМ вместе. Ребенок зависит от энергии родителя. Подросток – самостоятелен и автономен.
Да, Ребенок не занимается  дома сам, потому что не ЕЩЕ может себя организовать. Бизнесмены не занимаются сами, потому что они УЖЕ не могут себя организовать! Они же слишком заняты, да и вообще они же уже крутые.
Вопрос: кто же занимается дома сам? Подростки. Подростки и юноши (грань размыта) – единственная категория учеников, которая 100% всегда занимается самостоятельно! Подросток таки может себя организовать. Как? Да как раз через это свое НЕТ, которым он выносит мозги родителю.          
О-о, “нет” – это великое слово! Сколько удивительных вещей в мире выросло из него! Нет, сказал Фриц Перлс, к черту старикана Фрейда. Я пойду своим путем! И появилась гештальт-терапия. Нет, сказал Иисус, к черту этих моих учителей-мудрецов. Я пойду своим путем! И тут такое началось…
Ну ладно. Вернемся к подросткам. И ко мне. Так вот, мы  с ними любим друг друга. И говорим на общем языке. Язык этот – рок-музыка. Всю жизнь моих подростковых лет, я люблю рок-музыку. И я радуюсь любым новым рок-группам, которые приносят мне подростки как любимый материал. Ведь еще один плюс с подростками, что они приносят  свой материал. Да еще какой! Я очень много новых групп узнал благодаря подросткам. Благодаря им я вообще хоть как-то слежу за явлениями в музыке. А тио совсем отстал от жизни со своими Битлз да Дип Пёрпл.
И с подростками мы потом выступаем. Вернее выступали. С годами у меня стало меньше времени организовывать совместные выступления. Но раньше каждый выпуск компаний подростков (они  часто ходили ко мне компаниями) заканчивался рок-концертом.
На снимках внизу – конечно, уже не подростки, а молодые люди после 20ти. Но изрядная часть этой команды пришла ко мне еще едва окончив школу, и концерт, где сделан снимок, вырос из подобных концертов с учениками.